Как воронежец стал народным артистом Таджикской ССР

Фото: личный архив Павла Лепендина Воронежская земля всегда была богата талантливыми людьми.

Фото: личный архив Павла Лепендина

Воронежская земля всегда была богата талантливыми людьми. Многие её уроженцы оставили заметный след в истории театра и кино. Сегодня мы предлагаем вспомнить нашего земляка, народного артиста СССР Георгия Менглета.

Уютный город

Георгий Павлович родился 17 сентября (по старому стилю — 4 сентября) 1912 года. Его род происходил от капитана французской армии, оставшегося после войны 1812 года в России.

Вот как Менглет описывал своё детство в книге «Амплуа – первый любовник»:

«В чудесном уютном городе Воронеже, в маленьком кирпичном доме на краю холма, около алтаря Покровской церкви, жил мальчик Жора. Жил с папой, советским служащим, мамой, домохозяйкой, и младшим братом Женей. Папа и мама обожали ходить в театр – в Воронеже он назывался Большой Советский. К каждому походу мама тщательно готовилась – завивалась, гладила новое платье, что-то подшивала – и обязательно брала с собой Жору. А Жора жил беззаботно, гонял в футбол, который был его страстью, и красовался перед девочками».

А потом в школе, где учился Менглет (сейчас это школа №11), был организован драматический коллектив. Первой постановкой стало «Горе от ума». Позже появились «Плоды просвещения», «Вильгельм Телль», «Гибель надежды». И везде был занят Менглет. Как вспоминал позднее актёр, постановки школьного коллектива пользовались огромной популярностью. Посмотреть их считали необходимым даже артисты Воронежского драмтеатра. Они и посоветовали юноше отправиться в Москву учиться на артиста.

Ленинград и Сталинабад

В 1931 году Георгий Павлович был принят в Центральный театральный институт, позже переименованный в ГИТИС. Там, а позднее в «Мастерских» Алексея Дикого, Менглет быстро стал репертуарным артистом.

В 1936 году Дикого назначили художественным руководителем Ленинградского БДТ. В числе тех, кого Алексей Денисович взял с собой в город на Неве, оказался и Менглет. Для Менглета всё складывалось как нельзя лучше: роли, успех у зрителей, плодотворная работа с учителем. Казалось, так будет всегда. Но… Дикий был арестован. Почти все бывшие студийцы вскоре подали заявления об уходе из БДТ и решили создать свой театр. Заводилой выступал Георгий Менглет. Пришлось преодолеть немало преград, чтобы получить соответствующее решение свыше.

Театру предложили обосноваться в далёком Сталинабаде. В 1937 году там, в Русском драматическом театре, состоялась премьера спектакля «Земля» Н. Вирты. Менглету досталась роль Листрата. А уже в 1939 году он был удостоен звания «Заслуженный артист Таджикской ССР».

В Сталинабаде, куда он приехал вместе с женой Валентиной Королёвой,  Георгий Павлович много играл, работал и как режиссёр-постановщик. Но его тянуло в Воронеж, где были его родители и дочь Майя, родившаяся 8 августа 1935 года. Отец каждый месяц, без задержки, отправлял в Воронеж деньги – дабы дочке ни в чём отказа не было. Когда началась война и  немцы подошли совсем близко к родному городу Георгия Павловича, родители Менглета, его брат и дочь перебрались в Сталинабад. Ютились все в двух небольших комнатах, но зато – вместе.

Фронтовой театр

У Георгия Павловича была бронь, но, тем не менее, он создал фронтовой театр, в котором стал одним из ведущих артистов и художественным руководителем. Театр исколесил множество дорог войны, завершив выступления для бойцов весной 1944 года в Румынии.

После этого Менглет и театр направились в Воронеж. Здесь они дали десятки концертов для возвращавшихся в город жителей. А потом был смотр фронтовых театров в Москве, где их спектакль «Салом, друзья!» имел большой успех. Худрук Театра имени Е.Б. Вахтангова Рубен Симонов предложил Георгию Павловичу роль Карандышева в «Бесприданнице». Менглет согласился. Но прежде он отправился в Сталинабад, чтобы перевезти в Москву семью. Его уходу из местного театра не препятствовали, хотя жаль было расставаться с любимцем публики, уже народным артистом Таджикской ССР.

Театр сатиры

Однако романа с Вахтанговским театром не вышло, и вскоре наш земляк оказался в Театре сатиры, где прослужил более 55 лет. За эти годы актёром было сыграно более 70 ролей.

Менглету был подвластен любой жанр. Театр Георгий Павлович любил беззаветно. Даже в последние годы, когда плохо себя чувствовал, всё равно собирал силы, выходил на подмостки и расцветал. Когда на сцену буквально вылетал 88-летний артист, несколько часов назад лежавший в постели с высоким давлением, публика встречала его бурными овациями. На вопрос «не трудно ли уже играть?»  он неизменно отвечал: «Если у меня забрать театр, я умру».

С кинематографом столь же трепетных отношений у Георгия Павловича не сложилось. Актёр сыграл князя Васильчикова в фильме «Лермонтов», Вацлава Решенека в «Швейке». Затем почти на 40 лет кинематограф забыл о Менглете. А после лишь дважды артист снова оказывался перед камерой. Евгений Матвеев пригласил его на роль Черчилля в киноэпопею «Победа». И ещё он сыграл роль директора свалки Воронцова в телефильме «Следствие ведут знатоки». К счастью, на плёнке остались многие спектакли Театра сатиры, в которых блистал наш земляк.

Второй женой Менглета и верной его спутницей на долгие годы стала народная артистка РСФСР Нина Архипова. Они вместе играли в спектакле Театра сатиры «Где эта улица, где этот дом…». Именно тогда Менглет и влюбился в Архипову. Георгий Павлович долго не мог решиться на развод, а у Нины Николаевны на руках было трое детей. Но в 1955 году их судьбы всё-таки соединились. Менглет стал отцом и другом для детей Архиповой. Любили они своего Жорика безмерно.

Ещё одной страстью Менглета был футбол. Всю жизнь он болел за ЦСКА. Его можно было разбудить среди ночи и спросить, как сыграла его любимая команда с тем-то клубом в таком-то году. И он всегда безошибочно называл результат. Симпатизировал артист и воронежскому «Факелу», интересовался его успехами, знал всех тренеров и футболистов.

В последние годы жизни Георгий Павлович часто говорил: «У меня остались две мечты: дожить до 90-летия и ещё раз увидеть любимый Воронеж». Но в последний раз он побывал на малой родине в  начале 1990-х. А его доброе, большое, любвеобильное сердце остановилось 1 мая 2001 года, в день 80-летия его жены Нины Архиповой.

Похоронили нашего земляка на Кунцевском кладбище столицы. Спустя 15 лет рядом с дорогим Жориком последний приют обрела и Нина Николаевна.

Павел ЛЕПЕНДИН

Последние новости

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Понимание комплексных кадастровых работ

Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Костроме с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *