46 миллионов сверху: анатомия дорожного проекта

Долгожданная дорога, призванная избавить жителей Отрадного от многочасовых пробок, обернулась многомиллионными  доплатами.

Долгожданная дорога, призванная избавить жителей Отрадного от многочасовых пробок, обернулась многомиллионными  доплатами. История строительства трассы к улице Урывского – яркий пример того, как благие намерения тонут в пучине бюрократических проволочек, «забытых» расходов и загадочных «компенсаций».

 

От надежды до реальности: как всё начиналось

Каждое утро жители Отрадного и ЖК «Черёмушки» начинали с одного и того же ритуала — выстаивания в многокилометровых пробках на трассе М-4 «Дон». Единственная дорога в Воронеж превратилась для них в ежедневное испытание, отнимающее часы жизни и силы. Особенно тяжело приходилось в часы пик, где машины буквально замирали в бесконечном потоке. Поэтому когда в апреле 2022 года объявили о строительстве новой дороги, соединяющей Отрадное с улицей Урывского, это известие восприняли как долгожданное спасение.

Начало проекта (апрель 2022 года)

Первоначальная стоимость контракта:  606,5 млн рублей. Цель проекта:  Построить 2,5 км дороги с путепроводом через трассу М-4 «Дон». Срок завершения: март 2024 года.

Почему стоимость выросла?

Утилизация материалов: Вывоз и переработка старых материалов обошлись в 1,04 млн рублей. Дополнительные работы по сетям: Перенос и реконструкция водопроводных и канализационных труб потребовали значительных дополнительных затрат. Например, только участок канализации Ду-500 (отрезок Е2-Е3) обошелся в 5,71 млн рублей. Работы по тепловым сетям добавили к стоимости 1,38 млн рублей. Транспортировка: Вывоз мусора и доставка щебня потребовали дополнительных расходов в размере 1,28 млн рублей и 13,42 млн рублей соответственно.

Изменение объемов работ (стало больше):

Ливневая канализация: Проект расширили, добавив новые участки труб, колодцы и другие элементы, что увеличило объем работ. Дорожное покрытие: Добавились работы по подготовке основания дороги, обработке битумом и укладке асфальта. Земляные работы: Потребовалось больше работ по уплотнению грунта, его выемке и укреплению откосов.

Новое оборудование (дополнительные расходы):

Ливневая канализация: Для канализационной насосной станции (КНС) докупили оборудование (комплект с двумя резервуарами) на сумму 20,72 млн рублей. Наружное освещение: Установили новое оборудование, включая счетчик электроэнергии, что добавило к стоимости 0,8 млн рублей.

Резерв на непредвиденные расходы: Сумма, заложенная на случай непредвиденных ситуаций, была увеличена с 7,47 млн рублей до 7,84 млн рублей, что также повлияло на общую стоимость контракта.

Важный момент: Сумма добавленных работ значительно превышает 30,3 млн рублей. Это говорит о том, что в рамках допсоглашения произошло не только добавление новых работ, но и, вероятно, сокращение объёмов или стоимости ранее запланированных задач.

 

Второе удорожание (февраль 2024 года)

Увеличение стоимости: на 33,1 млн рублей. Сокращение отдельных видов работы. Основные статьи увеличения расходов: Переустройство сетей канализации: 18,1 млн рублей (дополнительное увеличение). Дорожная одежда: 7,3 млн рублей. Перекрёстки и съезды: 4,4 млн рублей. Мостовое полотно: 1,1 млн рублей. Дорожные знаки и обустройство: 1,6 млн рублей. Переустройство водопровода: 0,6 млн рублей.

Загадка компенсации: куда исчезли деньги на ЛЭП?

В декабре 2024 года произошло не просто снижение стоимости работ на 4 млн рублей, как могло показаться на первый взгляд, а серьезные изменения в структуре сметы, которые привели к перераспределению средств. Изначально в смете были предусмотрены расходы на переустройство линий электропередач: низковольтных (6-10 кВ) и высоковольтных (ВЛ 110 кВ). В 2022 году на эти цели было заложено 17,7 млн рублей и 8,8 млн рублей соответственно. Однако в 2024 году эти статьи расходов значительно сократились: до 5,1 млн рублей по низковольтным линиям и до нуля по высоковольтным. Казалось бы, экономия в 21,3 млн рублей! Но вместо этого появилась новая статья – «Соглашение о компенсации (денежная форма)» на внушительную сумму – 36,8 млн рублей. В результате, несмотря на уменьшение расходов по одним статьям, общая сумма расходов по этим пунктам увеличилась на 15,4 млн рублей. Таким образом, речь идет не о снижении стоимости, а о существенном перераспределении средств и появлении новой статьи расходов, что требует отдельного внимания и объяснений. Что это за «Соглашение о компенсации» на такую крупную сумму? Кому и за что компенсируют? Не скрываются ли за этой «компенсацией» расходы, которые не хотят афишировать?

Помимо финансовых потерь, корректировки сметы часто приводят к затягиванию сроков строительства. В случае с дорогой на Урывского, изначально планировалось завершить все работы, включая техническое оформление документов, к марту 2024 года. Движение по дороге было открыто лишь к концу года. Жители Отрадного и ЖК «Черёмушки», которые ежедневно сталкивались с пробками на трассе «Дон», вынуждены были ждать решения транспортной проблемы гораздо дольше, чем им обещали. Эти месяцы ожидания – это потерянное время, нервы и неудобства, которые можно было избежать при более качественном планировании.

Чем опасна такая частая корректировка сметы?

Частая корректировка сметы, особенно в сторону увеличения, несет в себе ряд серьезных рисков и негативных последствий. Прежде всего, это удорожание проекта и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств. В данном случае, стоимость выросла на 46,46 млн рублей. Эти средства могли быть направлены на другие важные социальные нужды, такие как ремонт школ, закупка медицинского оборудования, благоустройство парков или ремонт других дорог. Каждое увеличение сметы – это упущенная возможность для реализации других проектов. Появление «забытых» статей расходов, таких как перевозка щебня, земляные работы и переустройство канализации, свидетельствует о серьезных недочетах в первоначальном планировании. Это может указывать на некомпетентность проектировщиков или на спешку при подготовке проекта, что в итоге приводит к дополнительным затратам. «Забытая» канализация, на переустройство которой потребовалось 18,1 млн рублей, – это яркий пример того, как ошибка на бумаге оборачивается реальными финансовыми потерями.

Особое беспокойство вызывает появление такой расплывчатой статьи, как «Соглашение о компенсации (денежная форма)» на 36,8 млн рублей. Кому и за что компенсируют такую крупную сумму? Не скрываются ли за этой формулировкой другие, нежелательные для огласки расходы? Отсутствие прозрачности в этом вопросе порождает обоснованные подозрения в нецелевом использовании бюджетных средств. В обществе справедливо возникает вопрос: куда на самом деле ушли 36,8 млн рублей и почему это скрывается за столь туманной формулировкой? Корректировки сметы, связанные с необходимостью внесения изменений в проект, неизбежно приводят к задержкам в строительстве. В данном случае, открытие дороги задержалось на несколько месяцев. Жители Отрадного и ЖК «Черёмушки» вынуждены были дольше терпеть пробки и неудобства. Наконец, непрозрачное расходование бюджетных средств и постоянные изменения в смете подрывают доверие общества к власти. Люди начинают сомневаться в эффективности управления и в целесообразности реализации подобных проектов в будущем.

Гарантии, контроль качества и мнение жителей

Контракт с подрядчиком предусматривает гарантийные обязательства на различные элементы дороги: от 5 до 8 лет на основные конструкции и от 1 года на разметку. Дорожники обязаны устранять дефекты за свой счет. Вызывает вопросы не только размер обеспечения гарантии – всего 1% от начальной цены контракта (6 млн рублей), но и механизм контроля качества работ в течение гарантийного срока.

В контракте отсутствует четкое указание на то, какая организация и с какой периодичностью должна проводить проверки состояния дороги. Отсутствие должного контроля может привести к тому, что мелкие дефекты не будут вовремя устранены и со временем превратятся в серьезные проблемы, требующие капитального ремонта.

Позиция заказчика и подрядчика

Министерство строительства Воронежской области, выступающее заказчиком проекта, и подрядчик объясняют: корректировка смет нужна в связи с новыми объемами работ. В самих допсоглашениях указано просто — «абзац о конечной стоимости строительства изложить в такой-то редакции». И в приложениях — новые сметы. Получите, распишитесь, как говорится. 

Обычно власти, когда заходит речь об увеличении сметы строительства, ссылаются на инфляцию и рост цен на строительные материалы. Это стало своеобразной мантрой при объяснении любого удорожания. История дороги на Урывского раскрывает совсем другую картину. 

Голоса с новой дороги: что говорят жители

После открытия дороги мы спросили жителей, что они думают о новом пути в город. Отзывы оказались неоднозначными:

Андрей: «Идеально, помогает миновать бестолковый разворот и пробку».

Евгения: «Отличная дорога! Каждый день езжу – ненарадуюсь удобству».

Но не все так радужно:

Алина: «Просто жуть. Освещения нет. Грязь идёт потоком на тротуар. Выкопана траншея… в темноте совсем не видно. Узкая. На кольце огромные лужи».

Анна: «Дорога очень нужная, удобная, но какая-то никем не чищенная».

Марина: «Согласна со всеми «за». Но и есть много «НО». Освещения нет, на тротуарах грязь, на дороге лужи… никто не ухаживает за ней. Остановки превратились в свалку мусора».

Цена ошибок: кто заплатит за просчёты

Главный вопрос, который волнует воронежцев, заключается в том, кто несет ответственность за серьезные просчеты, допущенные в проекте. Кто ответит за «забытые» расходы на перевозку щебня и утилизацию? И, наконец, кто объяснит появление загадочной статьи «Соглашение о компенсации» на 36,8 млн рублей? Необходимо четко определить круг ответственных лиц. Это могут быть проектировщики, допустившие ошибки в расчетах. Также ответственность могут нести чиновники, утвердившие некачественный проект и не обеспечившие должный контроль за ходом работ. 

Воронежцы ожидают не просто констатации фактов, а конкретных мер и привлечения виновных к ответственности. Корректировка сметы – это не рядовое событие, особенно когда речь идет о значительном увеличении расходов. В случае с дорогой на Урывского смета выросла более чем на 7%, что означает дополнительные расходы в размере 46,46 млн рублей. За корректировкой сметы могут скрываться различные причины. Это могут быть ошибки в первоначальном проектировании, как, например, «забытые» расходы на канализацию или земляные работы, которые приводят к существенному удорожанию проекта. Также это могут быть непредвиденные обстоятельства, хотя в данном случае речь скорее идет о недочетах в планировании. Непрозрачные схемы расходования средств, такие как появление статьи «Соглашение о компенсации», вызывают серьезные вопросы и могут указывать на нецелевое использование средств или выплаты, которые не хотят афишировать.

История дороги на Урывского – не просто история о деньгах. Это история о том, как простые расчёты оборачиваются многомиллионными корректировками, и как за сухими цифрами сметы теряется главное – время и комфорт жителей. Сегодня дорога работает. Кто-то радуется, что может быстрее добраться до города, кто-то недоволен качеством исполнения. Но главный урок этой истории в том, что любой инфраструктурный проект требует не только денег, но и ответственности. Ответственности за каждую цифру в смете, за каждый день задержки, за каждую лужу на новом асфальте. И пока мы не научимся требовать этой ответственности, подобные истории будут повторяться снова и снова. А жители будут продолжать платить за это своим временем, деньгами и терпением.

 

Марина Сабурова, Алла Серебрякова,

фото: https://t.me/minstroyvo

Последние новости

В Россоши глава города привлечен к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора

Россошанской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки выявлено отсутствие технической документации на автодорогу по 1-му проезду Чкалова города Россошь.

о результатах конкурса на формирование кадрового резерва по должности государственной гражданской службы «секретарь судебного заседания»

10.01.2024 состоялся конкурс на формирование кадрового резерва по должности государственной гражданской службы «секретарь судебного заседания».

Во время новогодних праздников в Воронеже случилось более 300 сбоев в системе ЖКХ

Итоги проведения новогодних праздников и аварийные ситуации на инженерных сетях: эти и другие вопросы обсудили на еженедельной планерке в мэрии.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Комсомольске-на-Амуре на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *